Нет, если говорить серьёзно, спектакль удался на славу, о более
удачной постановке, кажется, нельзя и мечтать: складывается ощущение,
что книга со всеми своими страницами поместилась на сцене. Точно такое
же мрачное, всегда запуганное настроение, готовое каждую секунду
перейти в одну из двух крайностей: рассмеяться или расплакаться.
В 1996 году в журнале "Октябрь" Павел Санаев (внук Всеволода Санаева,
сын Елены Санаевой и пасынок Ролана Быкова) опубликовал
автобиографическую повесть "Похороните меня за плинтусом". Сегодня
повесть превратилась в культовую книгу. Ею зачитываются, обсуждают, о
ней спорят. Кому-то она нравится, кому-то нет. Кто-то считает, что
подобное откровение в литературе возмутительно, кто-то, напротив,
кричит, что за последнее время не читал ничего подобного, и что книга
на самом деле интересна.
Книга. Это история о трудном детстве школьника Саши, который
переживает непростые отношения в семье. Он живёт у бабушки с дедушкой,
он их не любит, а любит только маму, которую не подпускают к нему
надолго и близко. Он окружён навязчивой заботой нервной, больной
бабушки, её псевдолюбовью, любовью, которой может любить только самый
страшный эгоист на свете. Она не замечает, не хочет замечать своего
тиранства, своего всегда мрачного настроения и отношения к жизни, она
сыплет проклятьями, страшными словами, ругательствами, и хочет, чтобы
её любили. Саша измучен. Анализируя собственные чувства, он пытается
разобраться в себе, в том, что он на самом деле испытывает к тем, с
кем изо дня в день говорит, ест, пьёт, ходит по бесконечным врачам, на
прогулки по магазинам, и лишь изредка - в парк, одним словом, с кем он
живёт. Детские страхи, детские "драмы", с той самой неподдельной
искренностью и болью, какая бывает только в детстве, предстают перед
нашими глазами и находят отклик в сердцах своих читателей, понимание и
сочувствие, ибо слишком понятно это каждому, способному так тонко
воспринимать жизнь.
Как сказал режиссёр спектакля Игорь Коняев: "Это повесть о
человеческом эгоизме, который стоит на пути любви и взаимопонимания.
Очень часто в желании выжить мы замыкаемся на самих себе и
воспринимаем окружающий мир враждебно. Мы приспосабливаемся и думаем
только о себе, о своем самолюбии и благополучии. Мы становимся
тиранами в семье и на работе. Нам все время не хватает любви и
благодарности. Друзья и близкие нас предают, а наша любовь
превращается в узурпацию".
Так считает автор сценария и режиссёр (лауреат Государственной премии
России) Игорь Коняев, который в этом году поставил по знаменитой
повести прекрасный спектакль. В ролях: бабушка - народная артистка
России Эра Зиганшина, дедушка - народный артист России Роман
Громадский и их внук, Саша Савельев - заслуженный артист России Игорь
Скляр. В спектакле также заняты - заслуженный артист России Л.
Михайловский, В. Баранов, В. Жилина, Л. Моторная, А. Дубанов.
Героя книги, Сашу Савельева, играет взрослый актёр. Подобный ход с
приглашением взрослого актёра на детскую роль в инсценировке
воспоминаний, срабатывает превосходно. Перед нами Саша, то ребёнок,
который гримасничает, корчит рожи, показывает язык за спиной, то вдруг
это взрослый человек: рассуждает спокойно, осмысленно делая выводы с
высоты своего возраста, своего жизненного опыта. Это некий сквозной
образ, в том смысле, что в нём улавливается как бы вся протяжённость
жизни, вся её "прожитость": это и не взрослый, и не старый человек,
это - вообще человек, и в нём слито воедино и детство, и юность, и
старость. Возраст, как таковой, возраст паспортный здесь как бы
отсутствует, есть только череда событий, что накладывает отпечаток на
человеческую душу и на всю его последующую жизнь. Так в семь лет ты
можешь стать искалеченным психически, моральным стариком. И ничего,
что фоном твоего детства - идеалы советской жизни, благостного
государства, в котором жили, живут и будут жить такие гении, как
Ленин. Что ты? Ты же - "дидивот", который, по расчётам бабушки,
"должен сгнить годам к шестнадцати"! И никто в этом благостном
государстве не подумает, что ты до ужаса боишься червей на кладбище!
Запуган с детства бабушкиными "сказками", и только поэтому мечтаешь,
чтобы тебя похоронили в квартире, у мамы, за плинтусом. Опять - лишь
детские страхи! Кто на них обратит внимание?
Спектакль это всегда больше, чем книга, книга - это только автор,
спектакль - это множество лиц, что вобрали в себя "автора" и добавили
своё. Получилось, на мой взгляд, просто блестяще!