АРГОВ Саша (до перемены имени - Абрамович Александр; 1914, Москва, -
1995,
Тель-Авив), израильский композитор. Родился в семье польских евреев,
увлеченных
идеями сионизма. С 6 лет учился игре на фортепьяно, мать А.,
пианистка, была
его первым учителем. В муз. школу при Московской консерватории не был
принят по
причине "буржуаз. происхождения". По окончании средней школы работал
на
текстильной фабрике.
В 1934 приехал в Эрец-Исраэль. Работая служащим в банке "Ха-поалим",
начал
писать песни для киббуцной самодеятельности, параллельно сочинял
музыку для
первого изр. мюзикла "Царцар ве-немалим" ("Сверчок и муравьи").
Во время Войны
за Независимость писал песни для армейских ансамблей "Чизбатрон",
"Эмек Ая-лон",
"Лахакат ха-Нахал", позднее - для ансамблей "Бацал ярок",
"Ха-тарнеголим",
"Йосихизкийона", "Тапуах захав", "Насия медума" и др.
А. - автор
музыки более чем к 30 драматическим спектаклям и мюзиклам, в т.ч.
"Малкат Шва" ("Царица Савская"), "Шломо ха-мелех ве-Шломай ха-сандлар"
("Царь
Шломо и сапожник Шломай"), "Эстер ха-малка"
("Царица Эстер"), "Бабетта", "Принцесса Турандот" "Баня" (по
В. Маяковскому), к-рые были
поставлены в театрах "Хабима", "Камери", Хайфском
городском, "Ли-Ла-Ло", "Мат‘атэ", а также к ряду
детских мюзиклов, в т.ч. "Харпатка бе-киркас"
("Приключение в цирке"), "Андроклус ве-арье" ("Андроклус и
лев"), "Доктор Дулитл".
А. написал музыку к многим
кинофильмам, в т.ч. "Рак ло бе-шабат" ("Только не в субботу"), "Ху
халах
бе-садот" ("Он шел по полям"),
"Ха-сайарим" ("Разведчики"), "Дода Клара" ("Тетя Клара").
А. - один из крупнейших изр. композиторов-песенников, сочинивший
более 1200
песен, многие из к-рых стали неотъемлемой частью изр. муз. культуры,
в т.ч.
"Шир ха-мишмар" ("Дозорная песня"), "Шир Ха-керем" ("Песня
виноградника"),
"Лайла ба-даром" ("Ночь на юге").
Песни А., отмеченные ярким
индивидуальным
стилем, построены, как правило, на хроматических гармониях и
представляют
собой синтез легкой музыки и академич. камерных вокальных сочинений.
А. -
композитор-самоучка, обладавший уникальным мелодическим и
гармоническим
даром, воспринимал мелодию и аккомпанемент как единое целое и создавал
песни,
намного превосходящие по уровню стандарты массовой музыки. Отправной
точкой
для А. являлась ритмическая структура поэтических произведений на
иврите,
поэтому для его песен характерна частая смена ритма. В асимметричности
муз.
фраз, свойственной песням А., проявляется некоторое влияние восточной
музыки.
А. сотрудничал с лучшими изр. поэтами, в т.ч.
Н. Альтерманом, Х. Хефером, Х. Гури. Среди исполнителей его песен -
М. Каспи, Ора Зитнер, Нурит Галрон и
др.
Несмотря на отсутствие проф. образования, А. был
превосходным пианистом-концертмейстером и регулярно
выступал на концертах как исполнитель фортепьянной партии своих песен.
Тв-во
А. отмечено Гос. премией
Израиля (1987), премией АКУМ (1977, 1983), премией И.
Аллона.
В 1956-92 А. был также владельцем тель-авивского
магазина рус. книги "Болеславский", к-рый являлся одним из центров русскоязычной культуры Израиля.
Композитор ушел из жизни 27-го сентября 1995-го года.