Хочу обратить ваше внимание на несколько ярких спектаклей,
представленных на этом фестивале. Спектакли необычные, во всех
присутствуют элементы цирка, все они очень красочны и немногословны.
Точнее сказать, это одно сплошное зрелище, сопровождающееся прекрасной
музыкой. Зрелище, подобное лабиринту нашего воображения, что способно
меняться, искажаться до неузнаваемости под влиянием слуховых и
визуальных ассоциаций. И пусть в этих спектаклях слов практически нет,
выражение чувств, эмоций, переживаний происходит настолько ярко,
настолько сильно впечатывается в наше сознание, что порой кажется, не
каждое слово способно передать то сокровенное, что разыгралось в этих
спектаклях. Это - новое искусство, искусство для нашего подсознания,
чудесное взаимодействие с которым даёт красочную и полную картину.
Первый спектакль - "До свидания, зонтик" француза Джеймса Тьере. Джеймс
Тьере - не только потрясающий клоун, акробат и мим, он ещё блестящий
танцовщик и поэт. Он умеет создавать свой, ни на что не похожий мир
чудес и превращений, объединяя их дивной музыкой Вивальди и Баха,
вплетая в ткань спектакля звуки шарманки и голос уличной певицы. Мир,
созданный им на сцене, можно сравнить с целой книгой волшебных сказок.
Каждая сцена, "кадр", в спектакле задевает наше воображение, на
каких-то неведомых ассоциаций выплывает воспоминание. У каждого
зрителя это воспоминание, разумеется, своё, но оно всегда прекрасно,
так как вызвано таким "высокохудожественным" образом. Джеймс Тьере
близок каждому, хотя манера выражения его иногда не совсем ясна.
Впрочем, это даже и лучше, ведь тогда у зрителя появляется возможность
своего личного прочтения спектакля. Необыкновенная виртуозность и
пластичность этого артиста, а также мастерство его четырёх
компаньонов, блистательных танцоров, клоунов, певцов, задействованных
в спектакле, позволяют им достичь сказочной свободы в воплощении на
сцене мира фантазии. Мира магии, что с детской непосредственностью
разыгрывается на сцене средствами одновременно и простыми, и в высшей
степени изобретательными.
Сцена. С потолка свисает множество канатов, подвешенных на огромный
крюк. Сказочные персонажи, населяющие это удивительное дерево, ползают
по нему, прячутся в нём, встречаются, канаты волшебным образом
сплетаются, поднимаются либо вдруг выстраиваются в ряд, позволяя
артистам делать свои головокружительные трюки. Эти простые белые
канаты создают чудесную материю спектакля, как, впрочем, и все
предметы, используемые в спектакле: остов кресла-качалки превращается
в идеального партнера для виртуозного танца, полотнище вдруг
становится пурпурным и начинает играть и трансформироваться.
Изумительное мастерство актёров и танцоров исполнено юмора, ноги и
руки вдруг становятся самостоятельными, перестают слушаться, либо,
наоборот, все их движения наполняются волшебной гармонией.
Ещё один французский спектакль компании "Маленькие часы", Париж,
Франция. Спектакль "Оратория Аурелии". В отличие от "До свидания,
зонтик", где главенствовало, так скажем, мужское начало, этот
спектакль - "женский". Спектакль Виктории и Аурелии Тьере - из тех,
которые можно рекомендовать любому человеку, вне зависимости от его
возраста, национальности и эстетических пристрастий. Этот спектакль
представляет собой некое фантасмагорическое действо, мир смелых грёз,
мир бурных порывов, в котором сочетаются мастерство, ловкость и
изящество. Изумительная, тонко поставленная пластика, точность жеста и
море фантазии. Название "Оратория Аурелии" не случайно, потому что в
спектакле звучит и глубокий лиризм, и драматические мотивы. А
посредине - мечущаяся, вечно куда-то рвущаяся Аурелия. Аурелия, как
собирательный образ чудесной души, и души, наверное, всё-таки женской.
Невольно попадаешь под обаяние этого персонажа, её стремительность и
ловкость, способность исчезать потрясают. Вот она появляется из шкафа:
сначала - изящная ножка, потом ручка, а вот она, словно сотканная из
ниток распускается и пропадает. Этот персонаж словно владеет материей
времени, он играет со временем, он бросает ему вызов, но всё это -
словно в шутку, словно несерьёзно, словно во сне, и можно всегда
проснуться.
С точки зрения строгой жанровой классификации "Оратория Аурелии"
принадлежит к так называемому "новому цирку", то есть, синтезу
драматического театра, театра "физического" и кукольного, циркового
иллюзиона, грубоватого фарса, традиционной пантомимы и чего-то ещё
трудноопределимого, безумного, что, собственно говоря, и отличает сей
род современного театра от всех прочих. Ещё важно отметить тот факт,
что Джеймс и Виктория Тьере - внуки легендарного Чарли Чаплина.
Спектакль "Туман", наверное, больше других выражает мысль о том, что
мы, подсознательно следуя за нашими снами, строим своё настоящее.
Пытаемся найти идеалы, не находим их и, взамен, достраиваем в
воображении то, что имеем, идеализируя события. Автор и режиссёр
Даниэле Финци Паска, словно повторяет за Шекспиром, что все мы сделаны
из наших снов и без ориентиров дрейфуем по жизни. Возникающий туман
пробуждает наши фантазии, и мы погружаемся в мир галлюцинаций: театр
смешивается с цирком, танец - с фотографией, уличная музыка
растворяется среди героев. В этом спектакле (цирк "Элуаз" Канада,
совместно с театром Сунил, Швейцария) режиссёр знакомит нас с
податливой силой движения, с иронической демонстрацией
гипершарнирного тела факира. В то же время он исследует человеческую
душу, столь же нематериальную, как и всё это фантастическое
путешествие. Песни исполняются на близком режиссёру диалекте. Костюмы,
юбки и пальто соответствуют моде начала 20 века. Между мизансценами
клоунов и акробатическими номерами происходят современные танцы
Центральной Европы. Добро пожаловать в миниатюрный старинный мир, где
резвится деревенский дурачок, а ему машут белыми салфетками актёры,
тем самым словно одобряя его действия.
Всё, происходящее на сцене этих трёх совершенно разных спектаклей,
немного похоже на абсурд, нарезку кадров, звуков, на своеобразный
поток сознания. Кому-то это будет близко, кому-то - непонятно. Не
знаю, как бы отреагировала "широкая" публика, но публика в зале
смотрела, не отрываясь, а сам зал был переполнен. Несомненно, это -
новое искусство, искусство немногословное, но куда более
выразительное, чем привычные слова.