Молодая опера, или Любовь "крепкая, как смерть"
Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека -
точный слепок с истории его отношения к миру вообще. Образ любимой,
носящийся в восторженных мечтах влюблённого, и образ любимого в мечтах
влюблённой - вот наиболее ясные и непреложные символы их мироощущения.
Недаром изображения любви и любовных тревог и томлений занимают такое
большое, такое центральное место в произведениях искусства всех
времен. Это происходит не оттого, что поэты, живописцы, скульпторы
обуреваемы любовным пылом, а потому, что верный творческий инстинкт
указывает им то состояние человека, когда душа его наиболее открыта
верховным началам добра, истины и красоты. Тот, кто любит, не только
требует, но и отдает, - не только жаждет наслаждений, но и готов к
наивысшим подвигам самоотречения. Зажженный любовью, он дерзает и на
то, что превышает его силы.
Фёдор Сологуб
Можно много рассуждать об истинности любви, задаваться вечным вопросом
о её существовании. Есть ли истинная любовь в наши дни? Как её найти?
И как не перепутать её с тем суррогатным чувством, произошедшим от
распущенности времени, от упадка морали, от потери всех ценностей?
Как, найдя настоящее чувство, не потерять его, сохранить в душе своей?
Но мы забываем, что на все эти вопросы давно уже ответили классики, и
нам лишь остаётся обратиться к ним, а не переспрашивать вновь и вновь,
ожидая ответа извне, как чуда озарения.
Памятником и примером идеальной всемогущественной любви всегда была и
остаётся до сих пор прекрасная и одновременно печальная история о
Ромео и Джульетте - юных возлюбленных, силой своего чувства
преодолевших, казалось бы, самое непреодолимое - ненависть, вражду и
даже саму смерть. Многие скажут, что сейчас это неактуально,
старомодно, глупо, наконец. А что на сегодняшний день можно этому
предложить взамен? Поэт и эссеист Юрий Денисов так размышляет на эту
тему: "Выставив свою интимность на всеобщее обозрение, сделав её
публичным шоу, человек, тем самым, тут же её лишается. А вместе с
интимностью он лишается всякой глубины, всякой тайны, лишается
важнейшего чувства самоценности, без которого личность перестаёт
существовать и превращается в некую особь. И вот я вижу, как упорно,
как настойчиво - наряду с приучением масс к повседневному злу -
телевидение из года в год разрушает человеческую интимность". Но,
кажется, тут дело не только в телевидении, тут дело глубже: в самом
современном обществе, что с одной стороны вроде бы и пытается обрести
драгоценные истины, а с другой, - давно махнуло рукой на сию
"абстракцию". Нет, конечно, не так уж всё скверно, и люди по-прежнему
читают книги, ходят в музеи, в театры, стараясь приобщиться к истинам
искусства. Однако, происходит это всё реже и реже, власть денег,
суровая повседневность, надуманные ценности, правила поведения,
навязанные модой, всё это сильно затягивает современного человека. А
может быть, стоит отделить реальный мир, в котором всё еще встречаются
и настоящая дружба, и любовь, и Ромео и Джульетта, от мира
виртуального (телевизионного, от мира "пёстрых таблоидов"), что
пропагандирует совсем иные идеалы. Тут всё зависит уже от нас, от
общества. От того, что мы выберем. Что мы, в конечном счёте,
предпочтём. К чему будем стремиться.
История "Ромео и Джульетты" стара, как мир, и вместе с тем, она не
перестаёт быть актуальной. Что же заставляет писателей, поэтов,
художников, композиторов и кинематографистов обращаться к ней вновь и
вновь? Владимир Васильев, постановщик прокофьевского балета "Ромео и
Джульетта" объясняет это так: "Актуальность звучания спектакля "Ромео
и Джульетта" сегодня, особенно в свете происходящих событий в мире,
необычайно велика. И это - удел всех классических произведений: всегда
в них найдётся что-то между строк, поразительно отражающее
современность. Есть вечные темы - предательство, любовь, ненависть,
борьба добра и зла. Раздоры и войны - тоже вечны, к сожалению. Чем
труднее нам преодолевать бытовые сложности, тем сильнее тяга к
духовной чистоте. И как бы ни проповедовали свободную любовь, как бы
ни захлёстывал рынок поток порно, каждый всё равно мечтает о встрече
со своей единственной и неповторимой половиной. Трудно сказать, как
сложилась бы судьба Ромео и Джульетты в наше время. То, что они
предпочли покинуть этот мир, противившийся их любви, осталось в
веках".
А действительно, как бы сложилась их судьба, если бы они остались в
живых? На этот счёт существует расхожее мнение, что всё очарование
этой повести, которой нет печальнее на свете, заключено лишь в
трагичности финала, и счастливый конец не сделал бы её столь
прекрасной и не прославил бы в веках. Может быть. Однако, тут дело не
только в смерти юных героев, тут дело в самой юности, в той чистоте
любви, которой и поныне нет примера. Ну, разве что в мифах и легендах:
Геро и Леандр, Дидона и Эней, Тристан и Изольда, Лейла и Меджнун,
Орфей и Эвридика - сколько ослепительного света врывается в нашу
жизнь, когда мы перечитываем эти истории. "Ромео и Джульетта" - это
история о самой чистой любви, любви, в её мудром и наивысшем
понимании, как смысла жизни, как самой сокровенной истины, наивысшего
начала. Выше этого уже ничего не может быть, ведь Бог есть любовь. Всё
остальное - тлен и разрушение. Зато там, где любовь - всегда радость
созидания и чудо творчества, немеркнущее сияние божественного начала.
"Без любви все худо: с любовью все добро", как сказал русский святой
Тихон Задонский. И сколько смысла в этих простых словах! Остаётся
только вслушаться в них: "Друг с любимым другом своим всегда хочет
быть неразлучно не только в счастии, но и в несчастии... Любящий
любимого всегда в сердце своем носит...Любящий любимому славы и чести
хочет и ищет, и радуется, когда любимый его славится, печалится же,
когда обесславляется... Истинная любовь до того достигает, что любящий
за любимого умереть не отрекается..."
"Ромео и Джульетта" вновь и вновь разыгрывается на сценах мира. На
фестивале в Зальцбурге была представлена прекрасная опера Шарля Гуно.
Дуэт главных шекспировских героев в исполнении Роландо Виллазона и
Нино Мачаидзе стал апогеем оперной программы 2008 года.
Джульетту играет молодая грузинская певица, обладательница
великолепных вокальных данных, которая буквально "расцветала" по ходу
спектакля, превращаясь из застенчивой девочки с ужимками в Джульетту,
страстную и юную возлюбленную. Вот она появляется в бальной зале, она
робка, застенчива, вызывает умиление. А вот сцена на балконе - и
краски сгущаются, голос приобретает совершенно иную, мощную силу
любви. Джульетта словно рисует своим голосом, передаёт им все краски и
тончайшие оттенки своего чувства. Герои прекрасно играют,
по-настоящему переживая события шекспировской драмы. А каков Ромео!
Виллазон - просто магнетизирующий центр в спектакле, сила и мощь. Надо
сказать, что Виллазон до этого спектакля не выходил на сцену целых
полгода, в постановке Мета в партии Ромео весь прошлый сезон его
дублировал Роберто Аланья, а участие в Зальцбургском фестивале долго
оставалось под вопросом. Но всё осталось за сценой, об этом нельзя
догадаться, - партии Виллазона так легки, так красочны, от него нельзя
оторвать восхищённого взгляда. Страсти, переживания, надежды,
разочарования, утраты! И всё это сопровождается прекрасной музыкой
Зальцбургского оркестра Моцартеума под руководством канадского маэстро
Янника Незе-Сегена.
Перед нами разворачивается ряд эффектных сценических решений. Так,
например, "молодёжь" Вероны, напористая, с перехлёстывающей через край
энергией, каждую минуту готовая к драке, появляется на сцене в коже,
пиратских косынках-банданах. Их споры, разногласия, сражения - одни из
самых эффектных эпизодов в "Ромео и Джульетте". Захватывает дух, когда
Меркуцио, Ромео и Тибальд с молниеносной скоростью перемещаются по
сцене, громко стуча мечами, лавируя между бутафорскими корзинами и
лотками рыночной площади Вероны. Виртуозность боя просто на грани чуда
вписывается в рамки оперной сцены, где Виллазон и его партнёры -
Руссель Браун (Меркуцио) и Жан Франциско Гаттель (Тибальд) - под звуки
взвинченного оркестра обмениваются эмоциональными репликами. Этот трюк
им блестяще удался.
А каков отец Лоренцо в исполнении Михаила Петренко, баса из
Мариинского театра! Это молодой монах в длинной рясе, с чуть
брезгливым лицом и отрешённым голосом, знающий про эту жизнь и
"любовь, крепкую, как смерть", всё! Он носит в кармане заветную
склянку, цена которой - познание соломоновой мудрости. Это склянка с
ядом. Он невозмутим, суров и мрачен.
Гуно написал для Ромео и Джульетты эффектный (сцена в склепе) дуэт в
финале. И здесь Роландо Виллазон оказался почти магом, затянувшим в
поле своего воздействия не только зрительный зал, но и оркестр, и
Джульетту-Мачаидзе. Красота их чувства, сила любви, так прекрасно
переданные в этой последней сцене, не оставят никого равнодушными.
Эта история столь притягательна, что уже многие века продолжает
восхищать нас своей искренностью. Режиссёры продолжают снимать фильмы,
в театрах ставятся спектакли. Скульптуры, картины, даже любое
упоминание имён Ромео и Джульетты откликается и будет откликаться в
нас добрым и светлым чувством. А новые прочтения, какими бы яркими и
современными они ни были, никогда не вытравят, не исказят той правды,
той истинности, что заложена в этой истории, истории настоящей любви!
Александра Васильева
Эпитафия II
Скажи мне, мой ангел, зачем ты явилась,
Зачем в мою душу внесла непокой?
Зачем мое сердце к тебе устремилось,
Зачем я в безумьи брожу сам не свой?
Лишь стоит глаза мне закрыть - возникает
Пред мысленным взором пленительный стан
И грезится мне - я тебя обнимаю,
И горек, и сладок мне этот обман.
Давно я, стремясь оградиться от скорби,
Влюбленность распял средь пробирок и колб,
Рассек ей покровы, достигнул до корня
И стал неприступен, как каменный столб.
И вот, в посрамленье гордыне познанья,
Насмешник Эрот пробудился во мне
И вновь я, как мальчик, взыскую лобзанья
И имя твое повторяю во сне!
Ах!
Затем ли я, в девственном сумраке кельи,
Годами смирял свою грешную плоть,
Чтоб ты ликовала, творя новоселье
В том сердце, где раньше селился Господь!
Пусть душу оружьем проходят вопросы,
Умру - напишите на камне моем:
"Под сим монументом лежащий философ
Погиб от любви, не жалея о том!"
Сергей Калугин
Дата публикации: 21.06.2009 Прочитано: 3765 раз |