Настоящее имя музыканта - Эдуард Сухарь. Родом он из Кишинёва
(Молдавия), живёт в Будапеште (Венгрия), и ездит по миру с гастролями.
Недавно он посетил Москву и дал несколько концертов.
Эдуард - талантливый мультиинструменталист. Профессионально музыкой
начал заниматься поздно. В двадцать лет он поступил в музыкальный
колледж по классу виолончели (параллельно осваивал гитару, мандолину,
флейту и всевозможные дудочки), сейчас сложно перечислить все те
инструменты, которыми он владеет. Он играет на флейте, мандолине,
бойране (кельтский бубен), домре, лауте (другими словами - лютня) и
многих других музыкальных инструментах. Самый любимый - кельтская
арфа.
Вот, что говорит сам музыкант об этом инструменте. Только вслушайтесь,
как он рассуждает об арфе, сколько любви и пламенных эмоций вызывает
арфа у него, какой прекрасный душевный отклик!
"Я влюблён в это чудо. Это какое-то странное существо, и, кажется, оно
не имеет рода. Его всегда хочется видеть, и осязать, и слушать, и
слышать. Его звуки пахнут, причём каждый на свой лад. В трёх-четырёх
звуках можно отобразить и запах лужайки, и пар, поднимающийся над
весенним озером, и запах утра, и может даже всех утр мира...
У меня удивительная арфа, с безумно красивым голосом, но, странное
дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. В
каждом - очень древняя история, а в бесчисленных сочетаниях звуков -
длинные саги. Играешь и будто сказки сказываешь. Звуки уходят
навсегда, тая, как снежинки в тёплом воздухе, как бы говоря "прощай",
но долго ещё эхо несёт отзвук этого прощания.
Странная арфа. В какой-то степени арфа - моя жена. Может я сошёл с
ума?...
О Боже, как сладко, но без притори звучит этот аккорд... И странное
дело, мне трудно играть чужие произведения. Такое впечатление, что
арфа перебирает еду, как капризный ребёнок, предпочитая питаться
только моими эманациями. Но когда играешь свои импровизации, то арфа и
я становимся как бы одним целым, возникает симбиоз "человеко-арфа", и
становится она продолжением рук, мыслей. Мы стараемся, словно двое
влюблённых..."
Музыка эта - сказочная, медитативная, музыка, от которой можно
по-настоящему потерять голову, только потеря эта будет счастливая! Это
умиротворяющая музыка, словно бы - самой природы. Эдуард говорит, что
с помощью арфы, звуками можно нарисовать портрет человека, просто
посмотрев на него, эдакая "портретная импровизация". Можно нарисовать
портрет, а можно излечить как душу, так и тело. Есть особые сеансы:
музыкант настраивает инструмент на ваш организм и с помощью всё тех же
звуков исцеляет. Музыка жизни, души и тела, музыка фантазии, мечты,
сопровождение к самому сокровенному и прекрасному, что только может
вообразить человеческое сознание, музыка красоты. Но лучше не
стараться подбирать определения, мы их всё равно не подберём для
точного описания этих волшебных звуков, которые рождает кельтская арфа -
инструмент более древний, чем современная арфа.
Рассмотрим устройство этого инструмента, приглядимся к нему. Как
известно, арфа имеет форму треугольника, который состоит: первое, из
резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в один метр,
расширяющегося книзу (интересно, что прежняя его форма была
четырехугольная, современная же- закруглена с одной стороны). Этот
корпус снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового
дерева, к ней прикрепляется рейка, в которой пробиваются отверстия для
пронизывания жильных струн. Второе - из верхней части змееобразно
изогнутого, больших размеров грифа, прикрепленного к вершине корпуса,
и образующей с ним острый угол, (к этой части приделаны колки для
укрепления струн и их настраивания). Третье - из переднего бруса,
имеющего форму колонны, назначение которого- оказывать сопротивление
силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным
корпусом.
Вроде бы несложно. Но сколько красочных звуков исходит от этого
инструмента, стоит только коснуться струн пальцами. Мне всегда
казалось, что арфа - это женский инструмент. То ли потому, что его
звучание ассоциируется с нежностью и кротостью, то ли оттого, что в
мифах и легендах за ним всегда сидела муза, прекрасная муза с
распущенными золотыми волосами и нежным взглядом, и теперь сознание
уже не может вообразить что-то иное... Тем интереснее и необычнее
видеть сегодня за этой "витиеватой древностью", за этим почти
мифическим инструментом мужчину.
Музыка, которую играет Alizbar, - импровизации и ассоциации на темы
сказок и живописи. Эдуард с детства увлекался сказками, много читал и
фантазировал. Больше всего любил кельтские сказки и сказки балканских
народов. Каждое его произведение отсылает нас к волшебному миру:
"Старая история", "Танец эльфов".
Основав в 1998 году группу, Эдуард даже называет её "Ann’ Sannat", что
в переводе с эльфийского языка Д.Р. Толкиена означает "сказки,
отображенные в песнях". "Ann’ Sannat" исполняла ирландскую,
балканскую, молдавскую народную музыку в собственных оригинальных
аранжировках, а также авторские композиции. А уже в 2002 году Эдуард
увлёкся кельтской арфой, и вот через шесть лет выпустил первый свой
сольный альбом под названием "Metamorphoses Of Ann’". По словам
музыканта, диск записан во Франции. На альбоме можно услышать
композиции Эдуарда. Вдохновением для их создания стали сказочные
произведения Толкиена, природа любимого города - Будапешта, стихи
друзей и собственные душевные переживания.
Когда слушаешь эту музыку, кажется, что иногда улавливаешь знакомые
рефрены классиков, да и современных композиций. Арфа музыканта словно
впитывает в себя всё вокруг, и, пропуская сквозь свой организм, выдаёт
что-то своё, совершенно необычное и очень красивое. Интересно, что на
арфе без педалей можно сыграть только одну гамму. Для хроматических
повышений в прежние времена струны должны были прижимать пальцами у
грифа. Позже это прижимание стали производить с помощью крючочков,
приводимых в движение рукой. Такие арфы оказывались крайне неудобными
для исполнителей. И лишь в 1720 году недостатки эти были в
значительной степени устранены. В этом году Якобом Хохбрукером
(немецкий мастер, изготовитель музыкальных инструментов, сын
известного скрипичного мастера Георга Хохбрукера, жившего в Аугсбурге)
был изобретён педальный механизм игры на арфе. Баварский мастер
приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые
через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили
крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам,
производили во всём объеме инструмента хроматические повышения. Так
как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять
октав), а помещения для струн полной хроматической гаммы не хватало
(на арфе были натянуты струны только для добывания звуков
диатонической гаммы), новое изобретение было просто открытием.
Но как бы мы ни разбирали механизм этого инструмента, как бы ни
углублялись в историю его совершенствования, мы никогда не поймём
природу этих прекрасных звуков, в которых измеряется само волшебство.
Эта музыка идеальна, а каждое прикосновение к струнам этого
инструмента кажется священным.