Если попробовать описать, о чём эта книга, то можно ограничиться
всего несколькими фразами: эта книга о поколении двадцатипятилетних. О
мужчинах и женщинах. О большой любви, которая может простить всё. Или
почти всё... Но это - только на первыйвзгляд, и не вдаваясь в глубокие
размышления, а вот, если копать глубже...
После прочтения этой весьма остроумно написанной книги, книги
очень яркой, и при этом заметим, удачной в своём аудиоварианте,
остаётся горчащий осадок, как после опрокинутого наспех бокала
шампанского, и не знаешь, то ли радоваться пробивающимсячерез нос
игривым пузырикам, то ли обижаться на них. Вроде всё естественно, и с
шампанским, и с ощущениями, и в прочитанной книжке... Всё естественно!
Констатация факта, констатация нашей реальности, описание нашей,
словно сильно укачанной жизни,жизни подчас без эмоций, без чувств,
жизни, которую частенько заносит в кусты, чтобы та могла хорошенько
вытошнить всё пережитое и вновь - на стартовую прямую.
Раньше книги писали с целью научить уму-разуму: воспитательный
элемент так сказать, ставили героев в специально сложные ситуации, из
которых он мог выбраться только путём высокоморальных решений.
Наделяли его душу способностью совершать подвиги,произносить такие
речи, от которых кружилась голова, и хотелось вырезать этот текст и
повесить в рамочку над кроватью, чтобы после тысячного прочтения
убедить себя, что такие люди - не твой вымысел, а даже, если - и
вымысел писателя, что ж с того?Писатель, не человек что ли? Ведь
главное, это то, что подобные мысли роятся не только в твоей голове, и
всё ещё возможна вера в ГЕРОЯ.
Это всё раньше. Теперь же никаких вымыслов, сложных сюжетов,
глубоких монологов героя с самим собой не надобно. Теперь, - бери
реальность и пиши с неё, как с дешевой натурщицы, картину мира, или,
скорее, постер, красочный постер с чётким разборчивым граффити
"Зачем?".
Это не просто книга, написанная современным человеком о его же
современности, это - самый настоящий крик о помощи, и в то же время -
крик о безысходности. ...Хотя о безысходности не кричат, кричат от
неё...
Мы так привыкли и полюбили высмеивать нашу современность, презирать
отсутствие духовности, главных человеческих ценностей: внимания,
заботы, дружбы, наконец, любви, что перестали замечать, перестали
понимать, что именно мы, а не кто другой,усугубляем ситуацию. Мы
стараемся не замечать эту беду, как будто она сама по себе, а мы
отстранились и только осуждаем. Осуждаем кого-то совсем к нам не
относящегося: как будто все остальные (не мы) - не люди, а завоеватели
с луны или с марса,злостные инопланетяне, установившие на земле свои
порядки.
Картиной, сравнимой с контекстом этой книги, контекстом, который
проглядывает сквозь красочный "накладной" юмор, юмор вроде блестящего
парика, гелиевых ногтей, искусственных ресниц, ботокса, залитого в
скуднопухлые от природы губы молодыхнимфоманок, моделей, сквозь то,
чего мы так привыкли высмеивать в кругу друзей или незнакомых,
стараясь показать, что я не такой, картиной, проступающей сквозь всё
это блестящее уродство, может служить минное поле, усеянное трупами. А
над полем -яркий, красивый и до ужаса нелепый, неуместный рассвет.
Нет, не рассвет будущей исправленной жизни, нет, - просто рассвет, и
просто жизни, которая начинается изо дня в день, и изо дня в день
заканчивается. А слёзы, слёзы - это только иллюзия,сверкающие камешки,
стразы от модных модельеров! И нет тому слёз, нет сострадания,
жалости, раскаянья, а впрочем...
"Пять сек!" - поочерёдно кричат герои повести, всего лишь "пять
сек" на всё: на работу, на скучный телефонный разговор, равно, как и -
на дружбу, на любовь. "Пять сек!" Кажется, мы переживаем самый пик
популярности, расцвет эпохи фастфуда! Толькобоюсь, что этот
"непреходящий расцвет", подобен рассвету над минным полем: он так же
бессмысленно завис на этой картинке пугающего благополучия, завис на
огромных жидкокристаллических мониторах; красивый модный он рябит в
наших глазах, тогда как самасистема давно полетела к чёрту и перестала
работать.
О чём эта книга? О любви? Нет, не о ней. О "ненастоящей любви".
Любви нет, равно как и обычных человеческих ценностей, остались одни
инстинкты и стремление вернуться к чему-то, что казалось настоящим,
лишь казалось, а было ли на самом деле, непонятно. Складывается
впечатление, что не обладай ты на сегодняшний день хорошим
воображением, можешь даже и не стараться пережить это чувство любви,
настоящей любви! Кажется, любовь, по Сергею Минаеву, - это то, что ты
себе сам надумал, а твой объект любви может при этом думать совсем
другое, и только когда у тебя открываются глаза, любовь проходит.
Жестокая схема, однако - современная, и другой, наверное, уже нет, или
она встречается крайне редко...
Герои постоянно ощущают подлог, им хочется "влюбиться
по-настоящему", но стремление это настолько слабое, настолько сильно
подавляемое всей той пагубностью цивилизации, что отрезвить тебя может
только тот самый "жареный петух" из бабушкинойприсказки, который клюёт
всегда внезапно и очень больно. А дальше? Можно выбрать: вернуться или
попробовать по-другому. Только что такое "по-другому"? Боюсь, сам
автор не знает, поэтому и закончил на том свою "повесть".